hi-fi.org.ua
home-главная my projects-мои проекты downloads-скачать links-ссылки library-библиотека faq contact-контакты
 

Популярное:


Делаем фильтр для трех-полосной АС программным способом....



Предисловие....

Делая фильтр для трех-полосной АС я столкнулся с одной большой проблемой, я не знал какиечастоты среза установить на каждый из динамиков так что бы получить наиболее гладкую (намой взгляд) частотную характеристику, вследствие того что параметры указанныепроизводителем очень часто отличаются от реальных, а порой их нет вовсе, эмпирическийспособ единственный верный способ сделать что то стоящее.
Допустим делая полочники из оставшихся у меня 6ГДВ-6-16, и с неизвестным среднечастотным динамиком этот эмпирический способ позволил мне установить, что частоту среза аактуальносделать достаточно высоко, для того что бы достичь качественного звука от ВЧ 6ГДВ-6-16, и от среднечастотника, который опять таки без значительного спада отыграл предъявленный емудиапазон. Основная проблема с которой я столкнулся это сильное искажение звукавысоко-частотником 6ГДВ-6-16 в районе 8000, 9000, 10000 Гц, и замечательный, как мне показался звук выше этого диапазона. Так же выше этого диапазона ВЧ показал очень большие мощностные характеристики, что позволило сделать систему достаточно мощной.
Вообщем то сейчас речь не будет идти о полочниках, так как для них, как мне кажется, это вообще идеальный вариант настройки, а речь пойдет о более сложной системе трех-полосной АС.

Чем способ хорош и на чем основывается...

Ну самое главное, что просчитывая фильтр вы никак не можете предусмотреть что выйдет на практике, а ведь наверно интересно. Я предлагаю своим способом определяться с частотами среза, потому что я привык доверять своем слуху а не чистым цифрам, а вы???
Так же для того что бы услышать наконец как звучит система вам нужно будет собрать фильтр, и если система вас не удовлетворит, вам надо будет менять элемент, что может повлечь за собой целую цепочку затрат до достижения наилучшего результата.
Способ эмпирический и основывается на ваших ощущениях, вы настраиваете систему а не система раздражает вас:):):)Не надо ничего собирать, либо уже бежать покупать, все делается в домашних условиях....

Непосредственно способ

Все что нам понадобиться:
- Усилитель (двухканальный)
- Набор ваших динамиков из которых будет сделана система
- Соединительные провода к динамикам
- Компьютер со звуковой картой SB Live с драйверами KX (тут можно прочитать как освоиться с драйверами ----->>>)

К сожаленью последний пункт может многих остановить уже на первом этапе, но я искренне советую тем у кого еще нет этой карты ее приобрести, так как ее плюсы составляют такой большой список что описывать его в этой статье я даже не берусь.
В чем смысл способа....
Основной метод, это применение активных фильтров непосредственно перед усилительным каскадом, в отличии от стандартных пассивных фильтров которые применяются непосредственно в колонках (АС). Функцию активных фильтров у нас будет исполнять SB Live. В принципе можно применять и стандартные эквалайзеры (двухполосные) для усилителей, хотя такой способ я не опробовал, но считаю что отличается он только погрешностью.
Ну наверно начнем работу, берем усилитель и подключаем к одному каналу ВЧ, к другому СЧ, каждый из каналов подключаем через фильтры среза частот, как показано на рисунке
Kx project driver -- для настройки фильтров трех - полосной АС
По названиям сразу ясно какой из фильтров что делает, Highpass, срезает низкие частоты и оставляет только высокие, Lowpass наоборот. Понятно что канал с Highpass фильтром надо подключить к ВЧ, Lowpass к СЧ. Дальше я рекомендую включить по отдельности канал с ВЧ и канал с СЧ, и бегунком среза частот определиться примерно с каких частот динамики начинают играть неадекватно, к примеру когда вы четко слышите спад ВЧ на подключенном среднечастотном динамике ведя бегунок все выше и выше по частотному диапазону,
Kx project driver -- для настройки фильтров трех - полосной АС ----> Фильтрация по частоте среза и октаве
к примеру к этому же каналу можно подключить уже готовую качественную АС и включать и выключать ее для того что бы четко услышать разницу на контрасте. Не забывайте, что существуют некоторые допуски при создании фильтра, тоесть если вы не применяете фильтры четвертого порядка спады частот вч и сч будут накладываться один на другой и суммироваться либо вычитаться в зависимости от полярности подключения динамиков.
Отображение фильтрации высоких и низких частот  на графиках
Отображение фильтрации высоких и низких частот на графиках
Черная суммарная частотная хар-ка системы
Красная частотная хар-ка ВЧ
Синяя частотная хар-ка НЧ

!!!!КСТАТЕ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ про полярность при подключении динамиков к усилителю !!! Веду я к тому что от частоты среза ВЧ до частоты среза НЧ фильтра должен быть определенны промежуток, что бы не получить провал либо пик.По большому счету сейчас мы ведем работу по вычислению на каких частот динамик одной полосы уже не может выполнять свои функции и на каких частотах его может заменить динамик следующего звена.
Значит послушали каждый динамик в отдельности и сделали определенные выводы, к примеру я для себя решил что не всегда ВЧ надо отдавать частоты которые лежат близко к среднечастотному диапазону, в большинстве случаев ВЧ на этих частотах захлебывается и выдает отнюдь не приятные звуки, в отличии практически от всех СЧ которые хоть и имеют спад ВЧ на более высоких частотах, все равно играет значительно четче, хотя может и глуше. В принципе понятно что каждый теперь может сделать свои выводы погоняв динамики через фильтры.
Суммарную картину готовой АС тоже очень интересно услышать включив оба динамика, и перемещая бегунки обоих фильтров ниже и выше по диапазону, АРТЕФАКТЫ тоже бросаются в глаза.
Я в свое время основываясь на сделанных выводах переходил после этого этапа к программным расчетным шагам, непосредственно считал фильтр на прогах основываясь на определенных мною эмпирическими исследованиями оптимальных срезов частот, после рассчета делал непосредственно фильтры.
Вот в принципе и все, теперь можно работать с СЧ и НЧ, по такому же методу, только тут надо учесть, что при отключенном ВЧ складывается ощущение что низких частот намного больше чем есть на самом деле, это особенности слуха, так что в идеале при переходе к испытаниям СЧ и НЧ, лучше уже сделать фильтр для ВЧ и СЧ, и подключать их уже с готовым фильтром..
К примеру в моем случае 75ГДН (в оформлении ФИ) который по рекомендациям многих статей в интернете и вообще производителя должен был бы срезаться до 500Гц по высоким частотам, у меня уже имел провал после 380 ГЦ, это очень бросалось на слух, при срезе выше и выше динамик начинал все больше и больше бубнеть принимать картонный звук и играть все тише и тише. В свою очередь Визатоновский СЧ достойно отыгрывал даже 200 ГЦ, по-моему грех было резать эту систему по 500Гц, оставался вопрос что СЧ не всегда может отыграть предоставленные низы в стакане 5 литрового объема, но это уже отдельная история.....
Вообщем вот такой простой способ советую попробовать......думаю уже многим приходила в голову эта идея, хотя я почему то додумался до нее не сразу, наверно просто вопрос создания фильтра не стоял ребром, теперь написал статью что бы кто то долго не думал!




 
   
© !exact. web design studio 2004. все права защищены.